Химические свойства 



Хлорноватистая кислота 

МСТПХ наименование : Хлорноватистая кислота, хлорная (I) кислота, хлоранил, гидроксидохлор 
Другие наименования : Гипохлорит водорода, гидроксид хлора, электролизированная вода, электролизируемая окислительная вода, электроактивированная вода 
Номер по реестру CAS : 7790-92-3
Молярная масса : 52.46 g/mol
Молекулярная формула : HOCl
Внешний вид : Бесцветный водный раствор 
Растворимость в воде : Растворимая 
Кислотность : 7.53


Электролиз 

В области химии и производства электролиз представляет собой процесс, в котором используется однонаправленный постоянный электрический ток (DC) для запуска определенной химической реакции. Электролиз в промышленных масштабах очень важен, поскольку представляет собой этап получения элементов путем разбивки натуральных источников. Для получения хлорноватистой кислоты можно использовать электролиз хлорида натрия (NaCl) и воды (H2O). Технология электролиза была впервые описана Майклом Фарадеем, издавшим «Законы электролиза» в 1830-х годах. Проведение электрического тока через два электрода в соляном растворе может привести к образованию газообразного хлора, гипохлорита натрия (отбеливателя или NaOCl), хлорноватистой кислоты, гидроксида натрия, водородного газа, озона и иных проявляющихся окислителей. 

Ключевым моментом электролиза является взаимообмен атомов и ионов путем удаления или же добавления электронов из внешней цепи. Электрический потенциал подается на пару электродов, погруженных в электролит. Каждый электрод притягивает разнозаряженные ионы. Положительно заряженные ионы (катионы) движутся к отрицательному (катоду). Отрицательно заряженные ионы (анионы) движутся к положительному (аноду). В химии потеря электронов называется окислением, а их увеличение – восстановлением. 

Например, первым шагом в процессе получения хлорноватистой кислоты является электролиз соляного раствора для получения газообразных водорода и хлора. Эти газообразные элементы пузырятся в процессе электролиза и собираются воедино. 

2 NaCl(s) + 2 H20(l) → 2 NaOH(aq) + H2(g) + Cl2(g)



Технология мембранных ячеек 

Химические свойства мембранного электролиза Chemistry of Membrane Cell Electrolysis

Ионообменная мембрана изготовлена из полимера, который позволяет пропускать через нее положительные ионы. Это означает, что через мембрану могут проходить только ионы натрия из раствора хлорида натрия, но никак не ионы хлорида. Преимущество данного метода заключается в том, что раствор гидроксида натрия, образующийся в правом отсеке, никогда не смешается с раствором хлорида натрия. Используемый раствор хлорида натрия должен быть чистым. Если он будет содержать в себе ионы любых других металлов, то они также пройдут через мембрану и таким образом загрязнят раствор гидроксида натрия. 

На катоде выделяется водород :
2H+(aq) + 2e- → H2(g)

На катоде выделяется гидроксид натрия :
Na+(aq) + OH-(aq) → NaOH(aq)

Хлор выделяется на аноде :
2Cl-(aq) - 2e- → Cl2(g)

Он имеет небольшую примесь кислорода из-за произошедшей реакции :
4OH-(aq) - 4e- → 2H2O(l) + O2(g)

Добавление хлора в воду дает и хлористоводородную кислоту (HCl), и хлорноватистую кислоту (HOCl) :
Cl2(g) + H2O ⇌ HOCl(aq) + HCl(aq)
Cl2(g) + 4 OH− ⇌ 2 ClO-(aq) + 2 H2O(l) + 2 e−
Cl2(g) + 2 e− ⇌ 2 Cl-(aq)

Величина рН определяет наличие свободного хлора в водных растворах. При 5<рН>6 хлор представляет собой около 100% хлорноватистой кислоты (HOCl). Когда рН опускается ниже 5, хлор начинает превращаться в Cl2 (газообразный). При 6<рН он становится ионом гипохлорита натрия (OCl-). 
Показатель pH свободного хлора Free Chlorine pH

Хлорноватистая кислота довольно слабая (pKa составляет всего около 7,5). Это означает, что она медленно разлагается в ионы водорода и гипохлорита, как указано в уравнении: : HOCl ⇌ H+ + OCl-

Когда уровень pH находится между 6,5 и 8,5, разложение является неполным и, в некоторой степени, присутствуют как HOCl, так и OCl-вид. Когда уровень рН ниже 6,5, HOCl не проявляется вообще, а при уровне выше 8,5 происходит полное разложение до OCl. 

Поскольку гермицидные эффекты HOCl намного выше, чем у OCl, предпочтительным является хлорирование при более низком рН. Гермицидная эффективность хлорноватистой кислоты (HOCl) намного выше, чем у иона гипохлорита натрия (OCl-). Как упомяналось выше, распределение видов хлора между HOCl и OCl- определяется посредством рН. 

Поскольку HOCl доминирует при низком рН, то и само хлорирование обеспечивает более эффективную дезинфекцию именно при низком рН. При высоком рН доминирует OCl, что приводит к снижению эффективности дезинфекции. 



Обеззараживание бактерий 

Хлор является чрезвычайно эффективным дезинфицирующим средством для борьбы с бактериями. Исследования, проведенные в 1940-х годах, проанализировали уровни обеззараживания по времени для кишечной палочки, синегнойной палочки, сальмонеллы брюшного тифа и дизентерийной палочки  (Butterfield et al., 1943). Результаты показали, что HOCl более эффективна для борьбы с указанными бактериями, нежели OCl. Это было подтверждено несколькими исследователями, которые пришли к выводу, что при борьбе с бактериями HOCl в 70-80 раз эффективнее, чем OСl  (Culp/Wesner/Culp, 1986). С 1986 года были опубликованы сотни публикаций, подтверждающих превосходство HOCl над OCl- (посетите базу данных исследований ).

Самая большая проблема заключалась в том, чтобы вместо газообразного хлора или гипохлорита натрия создать хлорноватистую кислоту при почти нейтральном рН, и добиться стабильных результатов. Хлорноватистая кислота является метастабильной молекулой. Она постоянно стремится вернуться в соляной раствор или превратиться в гипохлорит. 



Технология отдельных ячеек 

Одним из самых больших достижений является разработка технологии отдельных ячеек, в которой образуется единый поток свободного хлора без побочного продукта гидроксида натрия (NaOH). Эта технология привела к получению более устойчивых растворов хлорноватистой кислоты и позволила обеспечить больший контроль над уровнем pH в свободном хлоре. Поскольку уровень рН различается в зависимости от источника во всем мире, изменение его показателей в растворе позволяет обеспечить больший контроль и объем образования свободного хлора между уровнями рН 5 и 7, в котором преобладает хлорноватистая кислота (HOCl). 

Химические свойства электролизера с отдельными ячейками 

Анодная реакция :
2Cl-(l) → Cl2(g) + 2e-

Катодная реакция :
2H2O(l) + 2e- → H2(g) + 2OH- (aq)

Получение свободного хлора :
Cl2 (g) + H2O → HOCl + HCl
Cl2 (g) + 2OH-(aq) → OCl- (aq) + Cl-(aq) + H2O(l)

 EcoloxTech
   Learn more about HOCl

Chemistry 



Hypochlorous Acid 

IUPAC Name : Hypochlorous acid, chloric(I) acid, chloranol, hydroxidochlorine 
Other Names : Hydrogen hypochlorite, chlorine hydroxide, electrolyzed water, electrolyzed oxidizing water, electro-activated water 
CAS Number : 7790-92-3
Molar Mass : 52.46 g/mol
Molecular Formula : HOCl
Appearance : Colorless aqueous solution 
Solubility in water : Soluble 
Acidity : 7.53


Electrolysis 

In chemistry and manufacturing, electrolysis is a technique that uses a direct electric current (DC) to drive an otherwise non-spontaneous chemical reaction. Electrolysis is commercially important as a stage in the separation of elements from naturally occurring sources. Electrolysis of sodium chloride (NaCl) and water (H2O) can be used to generate hypochlorous acid. Electrolysis technology was first explained by Michael Farraday when he developed the Laws of Electrolysis in the 1830s. Conducting electrical current across two electrodes in a salt brine solution may produce chlorine gas, sodium hypochlorite (bleach or NaOCl), hypochlorous acid, sodium hydroxide, hydrogen gas, ozone, and traces of other nascent oxidants. 

The key process of electrolysis is the interchange of atoms and ions by the removal or addition of electrons from the external circuit. An electrical potential is applied across a pair of electrodes immersed in the electrolyte. Each electrode attracts ions that are of the opposite charge. Positively charged ions (cations) move towards the electron-providing (negative) cathode. Negatively charged ions (anions) move towards the electron-extracting (positive) anode. In chemistry, the loss of electrons is called oxidation, while electron gain is called reduction. 

For example, the first step in making hypochlorous acid is the electrolysis of a salt water brine to produce hydrogen and chlorine, the products are gaseous. These gaseous products bubble from the electrolyte and are collected. 

2 NaCl(s) + 2 H20(l) → 2 NaOH(aq) + H2(g) + Cl2(g)



Membrane Cell Technology 

Chemistry of Membrane Cell Electrolysis Chemistry of Membrane Cell Electrolysis

The ion exchange membrane is made from a polymer which only allows positive ions to pass through it. That means that the only the sodium ions from the sodium chloride solution can pass through the membrane, and not the chloride ions. The advantage of this is that the sodium hydroxide solution being formed in the right-hand compartment never gets contaminated with any sodium chloride solution. The sodium chloride solution being used has to be pure. If it contained any other metal ions, these would also pass through the membrane and so contaminate the sodium hydroxide solution. 

Hydrogen is produced at the cathode :
2H+(aq) + 2e- → H2(g)

Sodium hydroxide is produced at the cathode :
Na+(aq) + OH-(aq) → NaOH(aq)

Chlorine is produced at the anode :
2Cl-(aq) - 2e- → Cl2(g)

It is contaminated with some oxygen because of the reaction :
4OH-(aq) - 4e- → 2H2O(l) + O2(g)

Addition of chlorine to water gives both hydrochloric acid (HCl) and hypochlorous acid (HOCl) :
Cl2(g) + H2O ⇌ HOCl(aq) + HCl(aq)
Cl2(g) + 4 OH− ⇌ 2 ClO-(aq) + 2 H2O(l) + 2 e−
Cl2(g) + 2 e− ⇌ 2 Cl-(aq)

The pH dictates the free chlorine species present in aqueous solutions. At a pH of between 5-6, the chlorine species is nearly 100% hypochlorous acid (HOCl). As the pH drops below 5, it starts to convert to Cl2 (chlorine gas). Above a pH of 6, it starts to convert to the hypochlorite ion (OCl-). 
Free Chlorine pH Free Chlorine pH

Hypochlorous acid is a weak acid (pKa of about 7.5), meaning it dissociates slightly into hydrogen and hypochlorite ions as noted in equation: : HOCl ⇌ H+ + OCl-

Between a pH of 6.5 and 8.5 this dissociation is incomplete and both HOCl and OCl- species are present to some extent. Below a pH of 6.5, no dissociation of HOCl occurs, while above a pH of 8.5, complete dissociation to OCl- occurs. 

As the germicidal effects of HOCl is much higher than that of OCl-, chlorination at a lower pH is preferred. The germicidal efficiency of hypochlorous acid (HOCl) is much higher than that of the hypochlorite ion (OCl-). The distribution of chlorine species between HOCl and OCl- is determined by pH, as discussed above. 

Because HOCl dominates at low pH, chlorination provides more effective disinfection at low pH. At high pH, OCl- dominates, which causes a decrease in disinfection efficiency. 



Bacteria Inactivation 

Chlorine is an extremely effective disinfectant for inactivating bacteria. A study conducted during the 1940s investigated the inactivation levels as a function of time for E. coli, Pseudomonas aeruginosa, Salmonella typhi, and Shigella dysenteriae  (Butterfield et al., 1943). Study results indicated that HOCl is more effective than OCl- for inactivation of these bacteria. These results have been confirmed by several researchers that concluded that HOCl is 70 to 80 times more effective than OCl- for inactivating bacteria  (Culp/Wesner/Culp, 1986). Since 1986, there have been hundreds of publications confirming the superiority of HOCl over OCl- (visit research database ).

This biggest challenge has been to create hypochlorous acid at a near neutral pH instead of chlorine gas or hypochlorite, and to do so in a stable form. Hypochlorous acid is a meta-stable molecule. It wants to revert back to salt water or convert to hypochlorite. 



Single Cell Technology 

One of the greatest advancements has been the development of single cell technology where a single stream of free chlorine is generated without a byproduct of sodium hydroxide (NaOH). This technology has led to the development of more stable solutions of hypochlorous acid and has allowed for greater control over the pH of the free chlorine generated. Since water pH is different depending on its source throughout the world, altering the pH of the brine allows for greater control and consistency in generating a free chlorine solution between pH 5 and 7 that is dominated by hypochlorous acid (HOCl). 

Chemistry of Single Cell Electrolysis 

Anode reaction :
2Cl-(l) → Cl2(g) + 2e-

Cathode reaction :
2H2O(l) + 2e- → H2(g) + 2OH- (aq)

Free Chlorine Generation :
Cl2 (g) + H2O → HOCl + HCl
Cl2 (g) + 2OH-(aq) → OCl- (aq) + Cl-(aq) + H2O(l)

 EcoloxTech
   Learn more about HOCl